Повышение эффективности работы производства предприятий, имеющих в своём распоряжении автотехнику (транспортную технику или спецтехнику) сегодня немыслимо без экономии и оптимизации расходов на топливо. Несмотря на то, что мы не считаем деньги так, как это делают европейцы, повышение стоимости топлива и увеличение доли расходов на горючее заставляют нас более внимательно относиться к учёту и оптимизации расходов на топливо. Кроме того, решение этой задачи подразумевает попутную оптимизацию временных затрат, поддержание парка в оптимальном техническом состоянии и многое другое.

Интенсивный рост территориальных промышленных и коммунальных комплексов последних лет требовал адекватного роста инфраструктуры, а с ней транспортных и строительных предприятий. Инвестиционный рост, а также повышение уровня доходов привел к быстрому росту количества авто- и спецтехники. Разнородность этого процесса не только по стране, но и в каждом отдельном регионе привёл к образованию множества мелких и средних компаний, в которых вообще отсутствовало понятие «оптимизация» и «учёт». Да и многие крупные хозяйства были реформированы неэффективно с использованием старых, традиционных схем.

Традиционные методологические основы решения проблемы учёта топлива давно себя изжили и сегодня только с улыбкой можно говорить о нормах расхода, средних суточных и прочих нормативных показателях. В основе массовой неэффективности транспорта предприятий лежит комплекс причин, в числе которых и бесконтрольный износ техники, и существенное изменение расчётных условий эксплуатации, и просто воровство. Современные системы учёта топлива и мониторинга позволяют выстраивать стройную структуру учёта и оптимизации расходов на топливо, значительно повышать эффективность работы техники и людей, отслеживать и уменьшать последствия износа техники. Системы мониторинга позволяют выстаивать многочисленные комбинации технологических, финансово-экономических и организационных вариантов решения накопившихся проблем.

Конечно, каждый опытный водитель знает множество факторов, которые влияют на расход горючего. Спросите, и вы услышите основные из них: стиль вождения (спокойный и равномерный стиль позволяет экономить десятки  процентов расходуемого топлива, не говоря уже об уменьшении износа многих агрегатов техники), скорость движения (нельзя забывать, что увеличение скорости всегда увеличивает расход горючего), оптимизация поездки по маршруту и времени (не секрет, что во многих городах пробки образуются строго по расписанию и выезд на маршрут на 10 минут раньше может сэкономить значительное время, а это – и топливо, и износ, и сроки выполнения тех или иных работ), техническое состояние машины (например, состояние воздушного фильтра, свечей, давление в шинах) и многие другие. Каждый скажет, как ездить экономично и когда выходить на маршрут, что нужно исправить на его машине и многое другое. Только вот парадокс – как правило, водителю наплевать на экономичность и эффективность своего труда, а порой водителю даже выгодно завышать расход, чтобы пользоваться неучтённым топливом, увеличивать время поездки – для оправдания «левых» рейсов, эксплуатировать технику в неоптимальных режимах и прочее и прочее.

Выход из этого на самом деле не сложный, он не требует значительных вложений и реорганизаций. Существует несколько путей решения вопроса учёта и оптимизации эксплуатационных расходов, повышения эффективности работы всего предприятия, будь то большое предприятие или парк из 2..3 машин. Наша компания предлагает оснащать каждую единицу техники датчиками расхода топлива (VZO/VZP/VZD/DFM/DWF/ПОРТ) и контроллером GPS/ГЛОНАСС, а также другими датчиками в зависимости от потребностей клиента (температура масла и охлаждающей жидкости, частота вращения коленвала, давление на ось, …). Причём, если говорить о датчиках расхода топлива (ДРТ), то мы пришли к необходимости установки именно проточных датчиков (а не ультразвуковых, датчиков уровня и проч.), чтобы получать истинную картину потребления топлива двигателем (см. статью «Расход топлива на транспорте и стационарных объектах» нашего сайта – www.petrocontrol.ru). В результате собственного опыта мы стали использовать собственные датчики и датчики швейцарского производства, надёжность которых позволяет нам с уверенностью давать гарантию год, а в некоторых случаях два и даже три.

Чтобы наглядно представить средний результат введения системы учёта и оптимизации топливных расходов предлагаем рассмотреть следующий пример:

Расчет окупаемости системы учёта топлива для автомобиля «Бычок»

Исходные данные:

Расход топлива  л /100 км 15
Стоимость топлива  руб/литр 29
Пробег за месяц  км 5000
Примерная экономия(за счёт оптимизации движения и организации маршрутов)  % 20
Цена системы  руб от 14380 до 28330

 

Расходы на топливо за месяц без использования системы учёта, руб:

Расход•Пробег•Стоимость топлива/100=15•5000•29/100= 21750

Экономия за месяц, руб:

Расходы на топливо•0,2= 4350

Срок окупаемости, мес.:

Минимальная стоимость системы/Экономия топлива за месяц=14380/4350= 3,3

Т.о. видно, что система учёта полностью окупается в среднем от 3 до 6 месяцев. И здесь мы не учитывали возможное воровство топлива, экономию от оптимизации рабочего процесса и другие факторы. Наш опыт говорит о том, что средний срок окупаемости наших систем учёта составляет 5 месяцев. В некоторых же случаях системы оправдывают себя меньше чем за месяц, позволяя собственникам реально увидеть масштабы потерь и пути повышения эффективности работы предприятия.

Добавить комментарий