Контроль расхода топлива на транспорте и стационарных объектах

Расход топлива — одна из самых значительных статей расходов любого владельца автотехники, судна, тепловоза, дизельного генератора и прочей техники, потребляющей жидкое топливо. Причём, чем больше техники у собственника, тем более важной и сложной становится задача учёта расхода топлива. Современные предприятия с собственным автопарком особенно нуждаются в том, чтобы учёт топлива был максимально удобен, прозрачен и точен.

Решение задачи учёта топлива на сегодняшний день в условиях повышенной экономии и конкуренции достаточно легко и эффективно решается установкой расходомеров (счётчиков топлива, датчиков расхода топлива). Только расходомеры позволяют измерять реальное количество потребляемого техникой топлива. Это выгодно отличает их от других приборов и методов, определяющих расход опосредованно, например, датчиков уровня, располагаемых в топливном баке, определение времени открытия форсунок и прочих. Эффективность учёта позволяет окупить установку расходомеров обычно в очень короткие сроки, иногда даже неожиданно короткие. Установка счётчиков топлива становится не только выгодной, а просто необходимой, учитывая, что техника работает значительную часть суток, а порой и круглосуточно! Развитие техники и технологий подхлестнуло развитие автоматизированных систем учёта на основе датчиков расхода топлива, позволяющих получать данные по моментальному расходу, расходу топлива за определённый промежуток времени (за рейс, сутки, час или месяц) и общему расходу топлива каждого потребителя в автоматическом режиме, отображать данные на столе руководителя, представлять их для бухгалтерии или службы учёта и контроля. Такой учёт позволяет получать не среднегодовые, квартальные или усреднённые цифры, а реальные затраты на топливо, показатели по каждому отдельному рейсу, расход на перевозку какого-либо груза или на изготовление единицы продукции.

Установка счётчика топлива и/или системы учёта в целом выполняется по многим причинам. Во-первых, для понимания вопроса какой расход топлива на конкретном потребителе и создания чёткой схемы учёта объёмов и затрат на ГСМ с выявлением путей оптимизации. Ведь не секрет, что существующие нормы расхода уже значительно устарели. Во-вторых, для контроля работы техники. В-третьих, появляется возможность отследить нерадивость обслуживающего персонала (водителя) и пресечь незаконный слив топлива, а в-четвёртых, система учёта позволяет при первых симптомах выявлять неисправность автомобиля и оптимизировать режимы его работы.

Учёт топлива позволяет достаточно легко уменьшить текущие расходы и увеличить эффективность работы, что в условиях конкуренции, в условиях демпинга цен позволяет высвободить дополнительные средства на рост заработной платы, модернизацию и решение других насущных нужд. Конечно, идеальное решение для автопредприятия – установить на каждую транспортную единицу расходомер топлива и систему мониторинга для персонализированного и обобщённого учёта данных. Всё больше и больше компаний приходят именно к этому решению. И такое решение, как показывает практика, является абсолютно оправданным и эффективным.

Наша компания – ООО «ИЦ ТехЭнергоКомп» – предлагает различные варианты решения задачи учёта топлива на транспорте или стационарных объектах, от установки простейших счётчиков топлива до формирования целостной системы учёта.

На один двигатель (станцию, котельную) может быть установлен один или два датчика расхода топлива. При установке двух расходомеров один из них считает прямой поток топлива из бака в двигатель, а другой – обратный поток из двигателя в топливный бак. Разница между показаниями расходомеров в прямой и обратной магистрали – это потребляемое двигателем топливо. В случае установки одного расходомера топлива измерение расхода называется «прямым», в случае двух расходомеров – «дифференциальным». Схема дифференциальных измерений прекрасно зарекомендовала себя на современных двигателях, оснащённых системами «common rail» или насос-форсунка. Прямые измерения применяются практически во всех остальных случаях: на отечественной технике с двигателями, оснащёнными ТНВД, на котельных, где топливо подаётся подкачивающим насосом или самотёком и прочих.

Для комплексного сбора данных (учёта топлива; пройденного километража; времени и режимов работы двигателя, котельной установки, генератора и т.д.) удобно монтировать систему мониторинга, минимальным набором для формирования которой служат: расходомер топлива, контроллер и монитор. Подключенный доступ к GPS/ГЛОНАСС обеспечивает отображение данных учёта в режиме реального времени, показывая местоположение, скорость транспортного средства, режим работы двигателей, запуск или простой, ведя учёт топлива при движении и на стоянке, расход пустого и груженого транспорта, даже работу штатных датчиков (обороты двигателя, температуру двигателя…) и другие, важные для владельца данные.

Современная автотехника оснащается дополнительным оборудованием, поэтому иногда нужно различать учёт топлива на перемещение и на работу дополнительного оборудования. Комплексная система учёта топлива на транспорте позволяет делать и это! К примеру, можно производить учёт топлива на поливных машинах с работающими и неработающими подающими воду насосами; на сельскохозяйственной технике, работающей с блоками для обработки почвы или другим навесным оборудованием; на строительной технике, например, экскаваторе или автокране. Таким образом, установка комплексной системы учёта топлива позволяет отслеживать весь рабочий цикл техники, затраты на текущее содержание, автоматически заводить эти данные в компьютерные и бухгалтерские базы, позволяет существенно экономить материальные и временные ресурсы, бороться с воровством, оптимизировать работу и много других функций реально приводящих к серьёзному экономическому эффекту.

Системы контроля расхода топлива обычно не слишком громоздки, могут быть установлены на любую топливную систему вне зависимости от ее производителя (отечественного или зарубежного). Они легко монтируются, не создают никаких дополнительных нагрузок и не мешают работе техники. Конечно, при условии, что это качественные системы и установка произведена грамотно. Системы учёта топлива максимально защищены от посторонних вмешательств, хотя все-таки могут быть перепрограммированы или остановлены человеком, который хорошо разбирается в технике. Для предотвращения этих действий производится защита установленного оборудования и опломбирование всех разъёмных соединений, которые могут подвергнуться постороннему вмешательству. Как правило, расходомеры топлива и системы мониторинга не нуждаются в сервисном обслуживании, достаточно того, чтобы вовремя менялись фильтры и производилось стандартное техническое обслуживание техники. В случае же поломки ремонт или замена любого элемента не требует каких-либо особых навыков и может быть произведен даже силами собственной технической службы. В уникальных же случаях сервис элементов системы учёта топлива производится силами нашего сервисного центра, причём, как правило, в день обращения.

Счётчик, ведущий учёт топлива на транспорте или стационарном объекте, может представлять собой разную конструкцию. Одним из самых надёжных и экономически оптимальных счётчиков топлива стала конструкция объёмного расходомера с подвижным стаканом или турбиной. К сожалению, первая конструкция не производится в нашей стране, а из того, что предлагается сегодня производителями, наиболее хорошо зарекомендовала себя продукция швейцарской компании – счётчики серии VZO и DFM. Для автомобильных и судовых двигателей, двигателей тепловозов, дизельных генераторов, котлов практически любой мощности наша компания предлагает швейцарские счётчики VZO4 и VZO8, VZP и VZD, DFM, VZO15 … 50 и чешские DWF. Турбинные счётчики для топлива имеют свои особенности, например, они не используются для потоков до 5 л/ч (из-за большой погрешности) и свыше 80 л/ч (из-за ненадёжности), при этом зарубежные производители не преуспели в создании таких приборов, а наиболее качественные приборы, хорошо зарекомендовавшие себя при установке на некоторых видах сельхозтехники производятся отечественным предприятием Маяк и входят в предлагаемые нашей компанией законченные решения – системы учёта топлива серии ПОРТ-1 различных модификаций.

Принципиально расходомеры топлива подбирают в зависимости от потока в топливной магистрали. В настоящее время представляемые нашей компанией расходомеры ведут учёт топлива с погрешностью, составляющей всего 0,5%. При организации учета расхода ввиду влияния определённых факторов (например, разницы температур топлива в прямом и обратном трубопроводе или неравномерности потоков в топливопроводе) реальная погрешность измерений может отличаться от заявленной точности счётчиков, но, как правило, не превышает 5%. Гарантия на всё оборудование, счётчики топлива и системы учёта составляет 1 год, но может быть продлена при условии установки приборов нашими специалистами и по дополнительному соглашению сторон.